Главная Бизнес и Экономика Регулирование финансового сектора Украины: как приструнить нечестных игроков

Регулирование финансового сектора Украины: как приструнить нечестных игроков

Уже в ближайшее время Верховная Рада рассмотрит президентский законопроект «О СПЛИТе», который призван решить ряд вопросов регулирования деятельности небанковских учреждений, в том числе, в сфере страхования. «Апостроф» разобрался, насколько своевременным и нужным является этот документ.

Ожидается, что уже в ближайшее время Верховная Рада рассмотрит во втором чтении законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно консолидации функций по государственному регулированию рынков финансовых услуг». Этот документ, известный в профессиональных кругах как «законопроект о СПЛИТе», в первую очередь призван скорректировать вопросы регулирования деятельности небанковских учреждений.

Отложенная неотложность

Инициатором законопроекта является Петр Порошенко, направив документ в парламент еще в 2015 году. При этом президент определил его для рассмотрения как неотложный. Но учитывая, что законопроект попал в Раду в июле, то есть перед самыми летними каникулами, парламентский профильный комитет по вопросам финансовой политики и банковской деятельности рассмотрел его только в середине сентября. При этом члены комитета весьма сдержанно отреагировали на президентские инициативы, отметив, что к некоторым из них есть вопросы (о которых чуть позже). В результате комитет нет стал однозначно рекомендовать Верховной Раде поддержать данный законопроект в первом чтении, предложив народным избранникам путем голосования «принять одно из решений», предусмотренных регламентом (в том смысле – как будет, так и будет).

Ну а до сессионного зала документ «добрался» уже в следующем, 2016 году. Более того, несмотря на «неотложность», принятие решения по законопроекту было отложено на месяц. В результате, он был проголосован в первом чтении в июле 2016 года, то есть ровно через год после того, как в Раду его направил президент.

Далее, как говорится, «не прошло и двух лет», как законопроект снова оказался в профильном комитете. В начале октября 2018 года комитет рекомендовал парламенту принять документ во втором чтении и в целом.

Неоправданные страхи

Так что же так напугало депутатов из профильного комитета, да и не только их, на начальном этапе рассмотрения законопроекта? В ходе обсуждения высказывались сомнения в целесообразности фактически ликвидации Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, в связи с ожидаемой передачей ее функций другим регуляторам – Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку и Национальному банку Украины. Кроме того, высказывалась обеспокоенность в связи с тем, что законопроектом Нацбанк наделяется широким кругом дополнительных полномочий, что должно превратить его в такой себе «мегарегулятор».

Фото: НБУ

Но эти опасения разделяют далеко не все. В частности, Независимая ассоциация банков Украины, объединяющая около 95% активов всей банковской системы страны, поддерживает законопроект.

Важно отметить, что Ассоциация принимала участие в работе над документом с самого начала и сформировала свои замечания к нему, предварительно проведя опрос среди банков. И, как утверждают в Ассоциации, замечания и предложения были учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.

Что касается «страхов» по поводу того, что Нацкомфинуслуг должна быть упразднена вследствие принятия законопроекта, то следует учесть, что комиссия продолжит работать в переходный период. Ну, а что касается «мегарегулятора», то мировой, в частности, европейской практикой является то, что регулирование рынков финансовых услуг осуществляет преимущественно центральный банк, коим в Украине является НБУ.

В мировом тренде

Находящийся на рассмотрении Рады законопроект своевременен и необходим. Во многом этом связано с теми тенденциями, которые хорошо заметны на мировых финансовых рынках. И эти тенденции, безусловно, затронут, вернее, уже затронули нашу страну. В частности, речь идет о том, что небанковские учреждения и финтек-стартапы пока еще медленно, но весьма уверенно осваивают традиционные банковские сервисы.

Кроме того, — и на это указывает Независимая ассоциация банков Украины – если существующее на сегодня «неравенство» в регулировании деятельности банков небанковских игроков финансового рынка не будет ликвидировано, «уже скоро финкомпании смогут предоставлять клиентам банковские услуги удобнее, чем банки, дешевле, чем банки, и почти бесконтрольно». В том время, как банки вынуждены постоянно наращивать капитал, выстраивать многоуровневые системы управления рисками и комплаенс, платить миллионные штрафы за любые нарушения и увольнять топ-менеджеров, которые не смогли эти нарушения предотвратить. Больше всего из-за этого пострадают небольшие банки.

Проблемное страхование

Особо важно выделить страховую отрасль, которая связана с банками через общие комплексные финансовые продукты и является одним из важнейших элементов финансовой системы. Страховой сектор также обеспечивает формирование в экономике долгосрочного инвестиционного ресурса и дополняет финансовое обеспечение систем социальной поддержки населения. Учитывая, что в Украине начаты реформы пенсионной системы и системы медицинского обслуживания, необходимы условия, в первую очередь, на уровне регулирования, для развития полноценного страхового рынка.

Это также важно в связи с ухудшающимся в последние годы имиджем отечественного страхового сектора. Так, на сегодня существует законодательный вакуум вокруг проблемы ухода с рынка страховиков, в первую очередь, из числа недобросовестных игроков, в результате чего потребители остаются незащищенными, без причитающихся им выплат и возможности защитить свои права. Это порождает непрозрачность рынка, ставит под сомнение финансовую надежность его участников, угрожает процессу пенсионной и других реформ. Статистика также не радует — за последние 8 лет 44 страховые компании обанкротились. За последние 4 года из страны ушли 5 международных страховых групп, а это – иностранные инвестиции, которые так нужны Украине.

Фото: pixabay.com

И это при том, что страховая отрасль среди небанковских финучреждений обслуживает наибольшее количество физических лиц. Так, в 2017 году было заключено 7,4 миллиона договоров обязательного страхования гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств, более 2,5 миллиона договоров трахования медицинских расходов во время поездок граждан за границу, более 1,5 миллиона договоров медицинского страхования. Больше потребителей – физических лиц имеет только банковский сектор.

Надежность регулятора

А в банковском секторе в последнее время произошли серьезные изменения. Система в последние 3 года была очищена и стабилизирована, на рынке остались финансово стабильные банки с прозрачной структурой собственности и жизнеспособными бизнес-моделями. По итогам первого квартала 2018 года банковская система Украины вернулась на путь прибыльной деятельности.

Очевидная заслуга в этом принадлежит регулятору — Национальному банку. Справившись с банковским сектором, НБУ способен наладить эффективное регулирование и небанковского финансового сектора, в том числе, страхового, убеждены в Независимой ассоциации банков Украины. И, что важно, в этом с Ассоциацией солидарна Украинская федерация страхования (Українська федерація убезпечення, УФУ).

«Таким образом, передача Национальному банку Украины ряда полномочий Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, которые связаны с регулированием деятельности определенных небанковских финансовых учреждений, в том числе страховых компаний, видится как необходимый и неотложный шаг», — говорится в совместном обращении двух организаций в адрес народных депутатов в связи с предстоящим им рассмотрением во втором чтении законопроекта о СПЛИТе. И банкиры, и страховщики уверены, что документ должен быть утвержден Радой и обрести силу закона.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Может Заинтересовать

П’ятеро членів КМП запропонували знизити облікову ставку до 14%, четверо — до 14,5% і двоє — залишити 15%