Главная Бизнес и Экономика Мягкая эвтаназия: почему украинскую авиацию не спасут заграничные деньги

Мягкая эвтаназия: почему украинскую авиацию не спасут заграничные деньги

Украинская авиастроительная отрасль — в глубоком кризисе. Разрыв отношений с Россией вследствие ее агрессивных действий против нашего государства в Крыму и на Донбассе, фактически привел к остановке серийного производства самолетов из-за отсутствия целого ряда комплектующих. Проблему может решить партнерство с другими странами, в первую очередь, с США. «Апостроф» выяснил, насколько перспективно сотрудничество отечественного авиапрома с американским бизнесом, и возможно ли возрождение украинского авиастроения. Или же наоборот — Украина окончательно потеряет эту отрасль.

Украинский авиапром переживает не лучшие времена. По сути, на отечественных авиационных заводах прекратилось серийное производство. Во многом это связано с разрывом контактов с российскими предприятиями после аннексии Крыма и агрессии РФ в 2014 году. Процесс импортозамещения идет, но пока найти замену российским комплектующим полностью не получается.

Переговоры о сотрудничестве ведутся с американскими, канадскими, европейскими компаниями. Так, в июле 2018 года на авиасалоне в Фарнборо госпредприятие «Антонов» подписало соглашение с компанией Aviall – подразделением американского Boeing о поставках комплектующих, что должно позволить украинскому производителю до конца 2019 года построить 8 новых самолетов. Речь идет о линейке Ан-148, Ан-158 и Ан-178.

В ожидании инвестора

Еще у одного флагмана отечественного авиапрома — Харьковского государственного авиационного производственного предприятия (ХГАПП) ситуация и вовсе аховая – завод уже несколько лет является банкротом.

Вместе с тем, Государственный концерн «Укроборонпром» пытается реанимировать предприятие. В частности, в начале 2017 года появилась информация об инвестиционном проекте компании «ФЭД», которая «совместно с украинскими и зарубежными компаниями готова инвестировать в ХГАПП 3 млрд гривен» (оба предприятия находятся по соседству на улице Сумской в Харькове). Как продвигается этот проект, особо неясно. Зато известно, что с июня текущего года и.о. генерального директора завода стал Сергей Задорожный, советник директора ФЭДа, который 10 лет назад уже возглавлял ХГАПП, также в статусе и.о.

Но уже в августе этого года посол Украины в США Валерий Чалый сообщил о том, что на харьковский авиазавод заходит крупный американский инвестор «для совместного производства самолетов». При этом дипломат не назвал саму компанию.

Вместе с тем, еще в ноябре 2017 года стало известно о договоренности между «Укроборонпромом» и американской Oriole Capital Group, о том что последняя инвестирует 150 миллионов долларов в развитие производства многоцелевых транспортных самолетов Ан-74 на базе ХГАПП.

После появления информации об американском инвесторе харьковского авиазавода, в СМИ отмечали, что американский инвестор выглядит несколько подозрительно. В связи с этим «Укроборонпрому» даже пришлось выпускать специальный пресс-релиз с пояснениями «в связи с повышенным интересом к инвестированию американской Oriole Capital Group в ГП «Харьковское государственное авиационное производственное предприятие» 150 миллионов долларов». В пресс-релизе, в частности, отмечается, что Oriole Capital Group является так называемой SPV (special purpose vehicle) – то есть проектной компанией. Как заявили в госконцерне, Oriole Capital Group была создана для реализации конкретного проекта с ХГАПП, «ее задачей является аккумуляция ресурсов от разного типа инвесторов, фондов и общий менеджмент проекта, что является общей мировой практикой».

Как развивается этот проект, также сказать сложно, так как в публичной плоскости он не обсуждается, и новой информации, в том числе на сайте самой Oriole Capital Group, нет.

Также трудно однозначно сказать, является ли Oriole Capital Group тем самым американским инвестором, о котором говорил посол Чалый (или речь идет о другой компании, которую Oriole Capital Group могла привлечь к проекту).

Хорошая идея

Привлечение американского инвестора в отечественный авиапром является «очень хорошей идей, к тому же вполне реализуемой», заявил «Апострофу» источник, близкий к авиационной отрасли. По его словам, возможности совместного производства самолетов с целью их реализации в третьих странах обсуждаются уже достаточно давно. «Но этим нужно профессионально заниматься», — посетовал собеседник издания, добавив, что многие проекты срывались именно «из-за отсутствия профессионализма».

Экс-министр экономики Украины Виктор Суслов еще более пессимистичен. По его словам, уже неоднократно официально объявлялось о приходе крупных инвесторов в авиастроение, «но после этого ровным счетом ничего не происходило, никто никуда не приходил».

В разговоре с «Апострофом» он высказал мнение, что основная проблема состоит в том, что авиационная отрасль Украины находится в плачевном состоянии, «в ней почти не осталось специалистов».

«Для такой высокотехнологичной отрасли нужны большие инвестиции, а отрасль находится в разваленном состоянии. Поэтому американским компаниям абсолютно нецелесообразно (приходить на украинский рынок) – нет мотивировок для крупных американских инвесторов, чтобы приходить в украинское авиастроение», — отметил Суслов. Он также добавил, что «отдельные фирмы, имеющие отношение к авиастроению в США», действительно изучают возможности сотрудничества с предприятиями украинского авиапрома, но не для производства самолетов, а лишь отдельных деталей для американского авиастроения, которые в нашей стране делать дешевле.

Убей меня нежно

Но все же для американских компаний есть определенная целесообразность поддерживать украинское авиастроение, и причина здесь — не коммерческая привлекательность, и даже не благотворительность.

В комментарии «Апострофу» финансовый эксперт Алексей Кущ рассказал, что в США бизнес достаточно сильно связан с политикой, «и зачастую в оборонной сфере он выполняет не только чисто коммерческие функции, но и «делает приятно» государству».

Говоря о возможном проекте на базе харьковского авиазавода, он отметил, что в данном случае инвесторы из США приходят «не потому, что им очень интересно с нами сотрудничать, а потому, что Украина в понимании американцев – это крайне нестабильная страна, обладающая очень серьезными военными технологиями, в том числе авиационными и ракетными». Эксперт пояснил, что, если сейчас все бросить на произвол, предприятия в отсутствие восточных рынков очень быстро умрут, при этом «произойдет утечка людей как носителей технологий и, собственно, самих технологий, в результате чего они окажутся или в России, или, что еще хуже – в таких странах как Иран или Северная Корея с непредсказуемыми последствиями».

По словам Куща, в том же ключе следует рассматривать и соглашение между «Антоновым» и Boeing. «Какие-то заказы, возможно, будут, для того, чтобы поддерживать медленное угасание. При этом нужно понимать, что мы являемся прямыми конкурентами американцев и в ракетостроении и самолетостроении, и никто не хочет, чтобы Украина развивала проект своего гражданского самолета, поскольку, зачем Airbus или Boeing такой конкурент. Таким образом, это – такая «мягкая эвтаназия» для нашей авиастроительной отрасли», — резюмировал специалист.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Может Заинтересовать

Занадто м’яка фіскальна політика США загрожує економіці країни та світу — МВФ

Міжнародний валютний фонд (МВФ) висловив занепокоєння занадто м'якою податково-бюджетн…